Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.1.12-2005
"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст)

 

Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control of building/сonstruction engineering equipment. General requirements

 

Дата введения 15 сентября 2005 г.

Введен впервые

 

Предисловие

 

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"

 

Взамен ГОСТ Р 1.0-92 приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 152-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.0-2004

 

Взамен ГОСТ Р 1.2-92 приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 153-ст с 1 июля 2005 г. введен в действие ГОСТ Р 1.2-2004

 

1 Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает:

- категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

- основные требования к построению СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

- порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);

- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

 

2 Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания

ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем

ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины, определения и сокращения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

------------------------------------------------------------------------¬
¦    авария: Опасное техногенное  происшествие,  создающее  на  объекте,¦
¦определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью  людей  и¦
¦приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных¦
¦средств, нарушению  производственного  или  транспортного   процесса, а¦
¦также к нанесению ущерба окружающей природной среде.                   ¦
¦    Примечание - Крупная авария, как правило с человеческими  жертвами,¦
¦является катастрофой.                                                  ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.3]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

3.2

------------------------------------------------------------------------¬
¦    аварийно-спасательные    работы    в     чрезвычайной     ситуации;¦
¦аварийно-спасательные  работы  в  ЧС:  Действия  по     спасению людей,¦
¦материальных и культурных ценностей,  защите  природной  среды  в  зоне¦
¦чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций  и  подавлению¦
¦или доведению до минимально возможного уровня воздействия,  характерных¦
¦для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы  характеризуются¦
¦наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и¦
¦требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.                ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.5]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия [1].

3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [1].

3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов [1].

3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов [1].

3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.

3.8

------------------------------------------------------------------------¬
¦    единая   дежурно-диспетчерская   служба   города;       ЕДДС: Орган¦
¦повседневного   управления   местной   (городской)     подсистемы РСЧС,¦
¦предназначенный  для  координации  действий  дежурных  и  диспетчерских¦
¦(дежурно-диспетчерских)  служб  города   и   создаваемый     при органе¦
¦управления ГОЧС.                                                       ¦
¦    [ГОСТ Р 22.7.01-99, раздел 3, первый абзац]                        ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.9

------------------------------------------------------------------------¬
¦    жизнеобеспечение  населения  в  чрезвычайных  ситуациях;    ЖОН ЧС:¦
¦Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам  и  месту  проведения¦
¦силами и средствами Единой  государственной  системы   предупреждения и¦
¦ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)  мероприятий,  направленных  на¦
¦создание и поддержание условий, минимально необходимых  для  сохранения¦
¦жизни и поддержания здоровья людей в зонах  чрезвычайной  ситуации,  на¦
¦маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и¦
¦нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном¦
¦порядке.                                                               ¦
¦    [ГОСТ Р 22.3.05-96, статья 2.1.1]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.10

------------------------------------------------------------------------¬
¦    защита населения в чрезвычайных ситуациях; защита населения  в  ЧС:¦
¦Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам  и  месту  проведения¦
¦мероприятий  РСЧС,  направленных  на  предотвращение   или   предельное¦
¦снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью  от  поражающих¦
¦факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.               ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02- 94, статья 2.3.7]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.11

------------------------------------------------------------------------¬
¦    защитное сооружение:  Инженерное  сооружение,  предназначенное  для¦
¦укрытия  людей,  техники  и  имущества  от  опасностей,   возникающих в¦
¦результате последствий аварий или  катастроф  на  потенциально  опасных¦
¦объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а¦
¦также от воздействия современных средств поражения.                    ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.10]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.12 заявитель: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия [1].

3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).

3.14

------------------------------------------------------------------------¬
¦    зона вероятной чрезвычайной  ситуации;  зона  ВЧС:   Территория или¦
¦акватория,  на  которой  существует   либо   не   исключена   опасность¦
¦возникновения чрезвычайной ситуации.                                   ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, пункт 2.1.18]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.15

------------------------------------------------------------------------¬
¦    зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС: Территория или  акватория,  на¦
¦которой сложилась чрезвычайная ситуация.                               ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.17]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.16

------------------------------------------------------------------------¬
¦    источник техногенной чрезвычайной  ситуации;  источник  техногенной¦
¦ЧС: Опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте,¦
¦определенной   территории   или   акватории    произошла    техногенная¦
¦чрезвычайная ситуация.                                                 ¦
¦    Примечание - К опасным техногенным происшествиям относят аварии  на¦
¦промышленных  объектах  или   на   транспорте,   пожары,     взрывы или¦
¦высвобождение различных видов энергии.                                 ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.2]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

3.17 инженерные системы зданий и сооружений: Функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.

3.18 инженерный риск обрушения здания (сооружения): Величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год [2].

3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей [2].

3.20

------------------------------------------------------------------------¬
¦    ликвидация     чрезвычайных      ситуаций;           ликвидация ЧС:¦
¦Аварийно-спасательные  и  другие  неотложные  работы,    проводимые при¦
¦возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни  и¦
¦сохранение  здоровья  людей,  снижение   размеров   ущерба   окружающей¦
¦природной  среде  и  материальных  потерь,  а  также    локализацию зон¦
¦чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных¦
¦факторов.                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.2]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.21

------------------------------------------------------------------------¬
¦    неотложные работы в чрезвычайной ситуации; неотложные работы в  ЧС:¦
¦Аварийно-спасательные  и  аварийно-восстановительные  работы,  оказание¦
¦экстренной медицинской помощи, проведение  санитарно-эпидемиологических¦
¦мероприятий  и  охрана  общественного  порядка  в   зоне   чрезвычайной¦
¦ситуации.                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.4]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.22

------------------------------------------------------------------------¬
¦    объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный¦
¦объект или его часть, в пределах  которого  по  определенной  программе¦
¦осуществляются регулярные  наблюдения  за  окружающей  средой  с  целью¦
¦контроля за  ее  состоянием,  анализа  происходящих  в  ней  процессов,¦
¦выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений¦
¦и оценки.                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.5]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.23

------------------------------------------------------------------------¬
¦    опасность в чрезвычайной ситуации; опасность в ЧС:  Состояние,  при¦
¦котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов¦
¦и воздействий источника чрезвычайной  ситуации  на  население,  объекты¦
¦народного хозяйства и окружающую природную среду  в  зоне  чрезвычайной¦
¦ситуации.                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.10]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.24 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [1].

3.25

------------------------------------------------------------------------¬
¦    потенциально  опасный  объект:  Объект,  на   котором   используют,¦
¦производят, перерабатывают, хранят  или  транспортируют  радиоактивные,¦
¦пожаровзрывоопасные,  опасные  химические  и  биологические   вещества,¦
¦создающие  реальную   угрозу   возникновения   источника   чрезвычайной¦
¦ситуации.                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.24]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.26

------------------------------------------------------------------------¬
¦    потенциально опасное вещество; опасное вещество: Вещество,  которое¦
¦вследствие   своих   физических,    химических,       биологических или¦
¦токсикологических свойств предопределяет собой опасность  для   жизни и¦
¦здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.          ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.8]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.27

------------------------------------------------------------------------¬
¦    предупреждение чрезвычайных ситуаций; предупреждение  ЧС:  Комплекс¦
¦мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных  на  максимально¦
¦возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также¦
¦на сохранение  здоровья  людей,  снижение  размеров  ущерба  окружающей¦
¦природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.       ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.1]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.28

------------------------------------------------------------------------¬
¦    прогнозирование   чрезвычайных   ситуаций;      прогнозирование ЧС:¦
¦Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной¦
¦ситуации на  основе  анализа  возможных  причин  ее   возникновения, ее¦
¦источника в прошлом и настоящем.                                       ¦
¦    Примечание   -   Прогнозирование   может    носить    долгосрочный,¦
¦краткосрочный или оперативный характер.                                ¦
¦    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

3.29

------------------------------------------------------------------------¬
¦    прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций;  прогнозирование¦
¦техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и  развития¦
¦техногенных чрезвычайных ситуаций и их  последствий  на  основе  оценки¦
¦риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.               ¦
¦    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.2.5]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.30 промышленная безопасность опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [3].

3.31

------------------------------------------------------------------------¬
¦    Единая  государственная   система   предупреждения   и   ликвидации¦
¦чрезвычайных ситуаций;  РСЧС:  Система  органов  исполнительной  власти¦
¦Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного¦
¦самоуправления, государственных  учреждений  и  различных  общественных¦
¦объединений, а также специально уполномоченных организационных структур¦
¦с  имеющимися  у  них  силами  и   средствами,     предназначенными для¦
¦предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для¦
¦их ликвидации, обеспечения безопасности  населения,  защиты  окружающей¦
¦среды и уменьшения потерь и материального ущерба.                      ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.2.1]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.32

------------------------------------------------------------------------¬
¦    риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС: Вероятность  или¦
¦частота возникновения  источника  чрезвычайной  ситуации,  определяемая¦
¦соответствующими показателями риска.                                   ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.11]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------

3.33 система безопасности: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.

3.34 система жизнеобеспечения: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения функционирования оборудования (теплоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения и т.п.), потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.

3.35 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС [4].

3.36 сооружения: Строительная система, не имеющая наземного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены, гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов.

3.37 степень повреждения здания (сооружения): Величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов [2].

3.38

------------------------------------------------------------------------¬
¦    чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка  на  определенной  территории¦
¦или акватории, сложившаяся в  результате  аварии,  опасного  природного¦
¦явления, катастрофы,  стихийного  или  иного  бедствия,  которые  могут¦
¦повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей¦
¦или окружающей природной  среде,  значительные  материальные   потери и¦
¦нарушение условий жизнедеятельности людей.                             ¦
¦    Примечание - Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника¦
¦(природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и  по  масштабам¦
¦(глобальные или национальные, региональные,  местные  и  локальные  или¦
¦частные).                                                              ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.1]                                  ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

3.39

------------------------------------------------------------------------¬
¦    эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному выводу¦
¦и (или) вывозу населения из зон  чрезвычайной  ситуации  или  вероятной¦
¦чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе¦
¦размещения.                                                            ¦
¦    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.16]                                 ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

4 Основные положения

 

4.1 Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.2 СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.

В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и [5].

4.3 СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

4.4 Объектами контроля, а в ряде случаев управления, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система оповещения;

- системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

- возникновения пожара;

- нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- утечки газа;

- отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.

4.6 СМИС должны обеспечивать:

- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;

- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;

- автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

- автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т. ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;

- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.

4.7 В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

- многофункциональная кабельная система;

- сеть передачи информации;

- автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;

- административные ресурсы.

В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.

В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.

В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

- кабеленесущие конструкции;

- электрические и слаботочные кабели;

- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:

- сеть сбора информации от локальных систем автоматики;

- серверы ввода-вывода;

- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

- рабочие станции диспетчеров;

- программный комплекс.

К административным ресурсам относят:

- организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;

- эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;

- документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.

4.8 ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

- получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т. ч. вызванной террористическим актом;

- анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

- обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.

4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в [6].

К особо опасным объектам относят:

- ядерно- и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

- объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;

- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

- объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола;

- предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

- тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:

- морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.

- крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.

4.10 Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

- проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;

- планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.12 Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с методикой [4] и нормативного документа [6].

 

5 Общие технические требования

 

5.1 Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;

- иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;

- допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления;

В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.

СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.

СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.

СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:

уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;

уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;

уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);

уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;

уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).

5.2 Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гарантийный срок- 18 мес с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10 000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3 Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СниП 12-03 [7].

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4 Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5 Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7 Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8 Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9 Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.

 

Приложение А

(справочное)

 

Порядок
создания структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений и их информационного сопряжения с едиными дежурно-диспетчерскими службами города

 

А.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

- определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

- уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;

- разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;

- совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

- сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС с СМИС.

А.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:

- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

- технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.

А.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

- положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

- инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;

- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.

А.3 В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

 

Приложение Б

(обязательное)

 

Программа комплексных испытаний

 

Б.1 Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2 Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1 Оценке и проверке подлежат:

- соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

- соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

- соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;

- наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.

Б.2.2 Проверке подвергают:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональную кабельную систему;

- сеть передачи информации;

- систему сбора и обработки информации;

- административную систему;

- ЕДДС города в части взаимодействия с СМИС объекта.

Б.2.3 Комиссия проводит:

- проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС;

- проверку качества и полноты эксплуатационной документации;

- автономное испытание СМИС объекта;

- автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города;

- комплексное испытание СМИС объекта в составе ЕДДС города.

Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.

Б.2.4 Результаты комплексных испытаний

Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:

- назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;

- перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;

- составу технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;

- перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;

- перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;

- перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;

- обобщенных результатов испытаний;

- выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.

Б.3 По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

 

Библиография

 
    [1] ФЗ     Федеральный закон "О  техническом  регулировании"   от 27
               декабря 2002 г. N 184-ФЗ
      [2]      Методика оценки и  сертификации  инженерной  безопасности
               зданий  и  сооружений,  аттестованная   Правительственной
               комиссией по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
               ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от
               25.02.03 N 1)
    [3] ФЗ     Федеральный закон "О  промышленной  безопасности  опасных
               производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
      [4]      Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на
               потенциально опасных  объектах,  зданиях  и  сооружениях,
               аттестованная     Правительственной          комиссией по
               предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных    ситуаций и
               обеспечению пожарной безопасности (Протокол  от  19.12.03
               N 9)
    [5] РД     Методические указания. Информационная технология Комплекс
 50-34.698-90  стандартов и руководящих документов на автоматизированные
               системы.   Автоматизированные   системы.     Требования к
               содержанию документов
    [6] СП     Порядок      разработки      и       состав       раздела
   11-107-98   "Инженерно-технические мероприятия  гражданской  обороны.
               Мероприятия  по  предупреждению  чрезвычайных   ситуаций"
               проектов строительства
   [7] СниП    Безопасность  труда  в  строительстве.  Часть  1.   Общие
  12-03-2001   требования
 

Проектирование и монтаж
ГОСТ СНиП СП МГСН МДК



Яндекс.Метрика